общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);
внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.);
умения сверстника или его знания;
нравственные качества ровесника;
дружеские отношения («Я с ним дружу»);
не могут объяснить.
По результатам проведенного нами эксперимента «Два домика» была составлена сводная таблица социометрического обследования детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (см. Приложение 1). В данной таблице наглядно представлены положительные/отрицательные выборы, положительные/ отрицательные взаимовыборы каждого испытуемого. Как видно из таблицы, большинство детей не смогли сделать нужное количество положительных и отрицательных выборов. Так, все дети сделали только по одному положительному выбору, Ваня К. и Даша О. сделали только один отрицательный выбор, Андрей Т. не сделал ни одного отрицательного выбора.
1. Статусное положение каждого ребенка.
На основании полученных положительных выборов мы определили статусное положение детей и распределили их по условным статусным категориям:
I «предпочитаемые» («лидеры») – не выявлено;
II «принятые» – Кристина П. (2 выбора);
III «непринятые» – Алеша К. (1 выбор), Ваня К. (1 выбор), Даша О. (1 выбор);
IV «изолированные» – Андрей Т. (0 выборов).
В результате больше всего детей было отнесено к категории «непринятых» (3 человека), 1 ребенок оказался в категории «принятых» и 1 в категории «изолированных». Детей, получивших максимальное количество выборов (4 выбора) и отнесенных к категории «предпочитаемых» выявлено не было.
Далее было определено соотношение детей в статусных категориях, данные представлены в таблице 1 «Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы».
Таблица 1
Статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией до проведения коррекционной работы
Статусные категории |
Число детей |
Соотношение детей (в %) |
Предпочитаемые |
- |
- |
Принятые |
1 |
20 |
Непринятые |
3 |
60 |
Изолированные |
1 |
20 |
Вывод: «предпочитаемых» детей не выявлено, 20% детей отнесено к категории «принятых», большинство детей (60%) оказалось в категории «непринятых», 20% детей – «изолированные».
2. Уровень благополучия взаимоотношений.
В результате соотнесения числа членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I-II) – 1 человек, с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III-IV) – 4 ребенка, мы определили, что в данной группе низкий уровень благополучия взаимоотношений.
3. Социометрический статус.
В соответствии с количеством полученных положительных выборов (размещений в красном домике) мы определили социометрический статус каждого ребенка и сделали выводы об уровне развития коммуникативных навыков у каждого ребенка. Данные представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Социометрический статус и уровень развития коммуникативных навыков детей до проведения коррекционной работы
№ |
Имя, фамилия ребенка |
Социометрический статус (%) |
Статус в баллах |
Уровень развития коммуникативных навыков |
1 |
Алеша К. |
25 |
2,5 |
Низкий |
2 |
Андрей Т. |
0 |
0 |
Очень низкий |
3 |
Ваня К. |
25 |
2,5 |
Низкий |
4 |
Даша О. |
25 |
2,5 |
Низкий |
5 |
Кристина П. |
50 |
5 |
Средний |
Похожие статьи:
Теоретические сведения и опыт преподавания темы «упражнения в управлении
токарным станком»
На изучении темы «Упражнения в управлении токарным станком» отводится 6 часов. При изучении темы необходимо чередовать теоретическую и практическую части уроков. Для этого необходимо изучив материал применить его практике. В процессе изучения темы учащиеся должны знать: основные сведения о токарных станках, что вызывает интерес к работе; устройство токарного станка, - для того, чтобы процесс обуч ...
Цели и задачи РО в системе В. Д. Эльконина – В.В. Давыдова
В настоящее время российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения, на первый план которого все более отчетливо выдвигается становление личности младшего школьника, развитие его сознания и способностей. Концепция модернизации российского о ...