Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика

Новая педагогика » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией » Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика

Страница 2

2 этап – формирующий. Он был направлен на формирование у детей с псевдобульбарной дизартрией коммуникативных навыков.

3 этап – контрольный. На этом этапе выявлялся уровень развития коммуникативных навыков после экспериментального обучения.

Психолого-педагогическое исследование, направленное на изучение общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией со сверстниками, включает три основных экспериментальных ситуации:

Изучение взаимоотношений между детьми с псевдобульбарной дизартрией проводится в виде игры «Два домика» (социометрический эксперимент). Цель данной методики – определение статусного положения детей в детском коллективе, число изолированных, предпочитаемых, принятых и непринятых детей в группе, число взаимных выборов, уровень благополучия взаимоотношений в группе, уровень развития коммуникативных навыков.

Изучение критериев выбора партнера для общения с целью выявления причин положительного и отрицательного выбора детьми партнера по общению (проводится в форме беседы). Исследование дополняется наблюдением за повседневным общением детей, в процессе которого проверяют и уточняют результаты социометрического эксперимента и беседы.

Изучение причин изоляции дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в группе детского сада. На основании социометрического эксперимента могут быть выявлены «изолированные» дети и проведено наблюдение за их поведением, отношением к ним других детей группы во всех видах деятельности и во всех режимных моментах.

При изучении общения дошкольников с псевдобульбарной дизартрией мы использовали методику «Два домика» – вариант методики, предложенный Я.Л. Коломинским, «выбор в действии». Цель методики – выявление уровня сформированности коммуникативных навыков, а также изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.

Подготовка исследования. Изготовить из картона, либо нарисовать два разных домика: один – привлекательный для ребенка, большой, красного цвета, с крышей и окнами; другой – непривлекательный для ребенка, небольшого размера, черного цвета, без крыши и окон. Приготовить фотографии всех детей, участвующих в эксперименте.

Инструкция. Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Разложи фотографии ребят по домикам (в домиках должны быть прорези для фотографий).

Проведение исследования. После показа домиков ребенку рассказывают, что в одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. После инструкции взрослый записывает первых двух детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента взрослый просит ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов.

Ограничение числа выборов позволяет выявить наиболее субъективно значимые связи, а значит, социометрическая структура группы будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Данная методика может дать достоверные результаты в том случае, если в составе исследуемой группы не меньше пяти детей.

Обработка данных. Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Подсчитываются следующие данные:

– количество положительных выборов (выборов);

– количество отрицательных выборов (невыборов);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Особенности среды приюта
Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывают помощь по разрешению их жизненных проблем. Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте так же индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его даль ...

Сущность и структура умения обобщать в процессе изучения природы
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления ребенка. Ж. Пиаже считал, что исследование развития логических операций в сознании ребенка позволяет то ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru