Вывод: как видно из таблицы, уровень развития коммуникативных навыков оказался наибольшим (средний) у одного ребенка (Кристина П.), так как она набрала наибольшее количество баллов (5 баллов) и у нее самый высокий социометрический статус (50%); у большинства детей (Алеша К., Ваня К., Даша О.) низкий уровень развития коммуникативных навыков, они набрали 2,5 балла, их социометрический статус составляет 25% ; у одного ребенка (Андрей Т.) уровень развития коммуникативных навыков оказался очень низким, так как он не набрал ни одного балла, его социометрический статус составляет 0%.
Таким образом, у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией отмечается различный уровень сформированности коммуникативных навыков. Общение имеет специфические особенности, проявляющиеся в снижении мотивационно-потребностной сферы, ограниченность речевых и неречевых средств, отставание в развитии общения от возрастных норм.
Коэффициент взаимности.
На основании числа взаимных положительных выборов и общего количества положительных выборов мы определили, что коэффициент взаимности равен 40%, что может рассматриваться как положительный показатель, так как он больше 20%.
5. Критерии выбора партнера для общения.
Наиболее важным качественным показателем, отражающим причины предпочтений детей, являлся характер мотивов выбора партнера для общения. Проведенная с испытуемыми беседа позволила выделить 3 группы мотивов выбора партнера для общения с учетом речевых возможностей детей.
1 группа – дети без осознанного мотива выбора, которые не могут объяснить причин своего положительного отношения к партнеру. Испытуемые на вопрос о причине выбора чаще всего отвечали «Не знаю» или молчали (Андрей Т.)
2 группа – дети, выделяющие общее положительное отношение к сверстнику: «Он хороший», «Я ее люблю» (Алеша К., Ваня К., Кристина П.)
3 группа – дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его внешние качества: «У нее красивое платье» (Даша О.)
Изучение межличностных критериев в группе детей с псевдобульбарной дизартрией показало, что почти половина испытуемых затрудняется сразу мотивировать свой выбор (на поставленный вопрос о причинах дружеских отношений дети не отвечают, часто замыкаясь в себе, либо давая неопределенный ответ). И только после повторных вопросов удается выяснить мотивы выбора партнера по общению. Следует отметить, что дошкольники не выделяли партнера по общению на основании совместной деятельности, что является отрицательным показателем. У большинства детей критерий отрицательного выбора был мотивирован плохим поведением ребенка («Он дерется», «Она щиплется») (Алеша К., Ваня К., Кристина П.) Остальные дети не смогли объяснить причину своих отрицательных выборов (Андрей Т., Даша О.)
Изучение дошкольников, которые оказались в противоположных статусных категориях, позволило дать ответ на вопрос об истинных мотивах выбора партнера для общения в группе детей с псевдобульбарной дизартрией. В процессе изучения причин изоляции дошкольников в группе детского сада было выявлено, что среди «непринятых» и «изолированных» детей оказывались дети, речевое развитие которых было низким по сравнению с другими детьми, дети с низким уровнем речевых и коммуникативных возможностей, речь которых отличалась низкой степенью разборчивости. Таким образом, «смазанная», малопонятная речь становится значительным препятствием для развития полноценного общения ребёнка. Кроме того, на выбор детей партнера по общению оказывал влияние характер двигательных нарушений: чем сильнее выражена двигательная патология у ребенка, тем больше вероятность его попадания в категорию «изолированных».
Похожие статьи:
Особенности педагогического общения в вузе
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза - формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене "преподаватель - студент" качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительно ...
Сущность рефлексии и способы ее проведения
Остановимся на наиболее характерных особенностях рефлексии учителя в системе «я и другие»: - предметом анализа учителя в данном случае является некоторое практической решение, полученное в опыте других учителей или в его собственной деятельности; - по отношению к решению учитель занимает своеобразную исследовательскую позицию. Его целями являются выработка достаточно отчетливого представления о д ...