Показатели информационного компонента готовности подтверждают достоверные изменения в обеих группах с преимуществом положительных изменений в экспериментальной группе по отношению к контрольной группе. Выявленный уровень информационного компонента в экспериментальной группе соответствует среднему, в контрольной группе –критическому уровню готовности.
Показатели мотивационного компонента готовности в экспериментальной группе достигли третьего уровня. В контрольной группе, они остались на прежнем уровне. Разница между экспериментальной и контрольной группой составляет 0,73б (20,6%) и является достоверной.
Показатели операционального компонента, выявленные в экспериментальной группе превышают показатели контрольной группы на 0,73 балла, что составляет 11,5%. Выявленные уровни операционального компонента готовности в обеих группах соответствуют второму уровню проявления (рис ).
Рис. 1 Динамика показателей компонентов готовности студентов
Исследуя полученные данные, необходимо отметить, что в контрольной и экспериментальной группах, присутствует динамика роста показателей компонентов готовности студентов, но уровень данных показателей в экспериментальной группе значительно выше, что подтверждает рассчитанный показатель интегративного качества (ПИК). У студентов экспериментальной группы этот показатель увеличился (0,25-0,68). У студентов контрольной группы значения ПИК хоть и меняются достоверно, но динамика практически не выражена (0,17–0,25).
Таким образом, анализ достижений студентов экспериментальной и контрольной групп, достаточно очевидно, свидетельствует о преимуществе экспериментального организационно-содержательного обеспечения на основе интегрального подхода в процессе формирования информационного, мотивационного и операционального компонентов готовности к воспитательной деятельности с трудными подростками в системе профессиональной подготовки студентов. Данный факт подтверждается получением достоверно более высоких результатов в экспериментальной группе по большинству показателей информационного, мотивационного и операционального компонентов готовности.
С целью выявления взаимосвязей и взаимовлияний уровней компонентов в процессе формирования готовности студентов к воспитательной деятельности с трудными подростками проводился корреляционный анализ. Было определено 64 корреляции до и 64 после. Условно нами была принята шкала значений корреляций: менее 0,3 – связь отсутствует; 0,3 – 0,4 – слабая степень связи; 0,41 – 0,7 – средняя степень связи; 0,71 – высокая степень связи.
Самые высокие корреляционные связи в экспериментальной группе до и после исследования между уровнями информационного и операционального компонентов. Уровень воспроизведения знаний имеет тесную связь с уровнем проявления предметных действий в процессе обучающей и воспитательной деятельности. Это обстоятельство свидетельствует о том, что формирование знаний определяет способы действий будущих специалистов, данные компоненты находятся в рамках соответствия друг другу.
Отсутствуют корреляционные связи в экспериментальной группе до исследования: между уровнем воспроизведения знаний и творческим, стандартного оперирования и творческим, аналитико-синтетическим и творческим; между творческим уровнем проявления знаний и уровнем предметных действий в процессе воспитания и обучения. Слабые связи между аналитико-синтетическим уровнем знаний и предметными действиями в процессе воспитания, обучения. По всей вероятности, при отсутствии необходимого и достаточного комплекса знаний невозможно творческое проявление знаний студентами и овладение способами деятельности в контексте работы с трудными подростками.
Похожие статьи:
Практическая работа по использованию сюжетно-дидактических игр
математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6 года жизни
Учитывая принципы организации сюжетно-дидактических игр, особенности методики педагогического руководства мной были применены в работе 2 проекта: «Зайка-Знайка» и «Домик для Петрушки». Чтобы дети играли в самостоятельной деятельности в сюжетно-дидактические игры, я решила привлечь их к этому с помощью метода проектов с серией сюжетно-дидактических игр. В приложении 13 дается весь проект « Домик д ...
Организация и методика исследования
Эксперимент проводился в Красноярской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида №6. В 2007-2008 году школа работает в режиме шестидневной недели, в одну смену. Каждому учителю, работающему в школе предоставлено право на творческое самовыражение, выбор форм и методов обучения и воспитание детей. Цель нашего исследования - экспериментально проверить эффективность при ...