О внимании дошкольников с функциональным заиканием, можно сказать следующее: в основном уровень сформированности свойств внимания находится на среднем уровне, но по-прежнему характеризуется высокой утомляемостью, результатом чего является недостаточно высокий объём внимания, слабое переключение, устойчивость и концентрация.
В ходе проведения исследования был отмечен ряд особенностей в поведении детей. В момент выполнения задания, дети чувствовали себя очень неуверенно: крутили пуговицы на одежде, ёрзали на стуле, некоторые тёрли ухо, постоянно обращались за помощью к исследователю, болезненно раегировали на неверное выполнение работы. Вероятнее всего, что двигательное беспокойство в момент выполнения задания, высокая отвлекаемость на посторонние шумы, а так же неуверенность детей в своих силах отразились на результатах выполняемой работы, и поэтому, уровень сформированности свойств слухового и зрительного внимания у дошкольников, страдающих заиканием оказался ниже, чем у дошкольников, не страдающих данным речевым расстройством.
Данное исследование помогло выявить наименее сформированные свойства внимания, на основании чего была разработана система коррекции нарушения внимания, для повышения эффективности логопедической работы по преодолению заикания у детей старшего дошкольного возраста. Данная система представляет собой комплекс игр и упражнений, направленных на развитие всех свойств внимания различных модальностей.
С целью проверки эффективности воздействия данной системы игр и упражнений на формирование внимания у заикающихся дошкольников, было повторно проведено исследование по тем разделам методики констатирующего эксперимента, в ходе выполнения которых у детей возникли затруднения и дети показали слабые результаты. Повторный эксперимент подтвердил положительную динамику. Было отмечено, что у большинства дошкольников, страдающих заиканием уровень сформированности внимания по-прежнему остался на среднем уровне. Но нельзя не заметить и положительной динамики: у некоторых дошкольников с функциональным заиканием уровень сформированности свойств внимания поднялся до высокого уровня, а у двох детей с органическим заиканием, уровень сформированности данного психического процесса поднялся с низкого до среднего.
Почему же мы считаем, что коррекция свойств слухового и зрительного внимания в системе логопедической работы помогает преодолеть заикание. Вспомним о феномене фиксированности заикающихся дошкольников на своём дефекте. Ведь это и есть внимание, только направлено оно внутрь себя, на свои ощущения. Грамотно построенная логопедическая работа, включающая в себя игры и упражнения по коррекции внимания, помогает детям научится «управлять» данным психическим процессом: концентрироваться не на своём недостатке, а на способе его преодоления (для детей с выраженной степенью фиксации на дефекте), и напротив, уметь распределять своё внимание, замечать недостаток в любой ситуации, чтобы появилось желание избавиться от заикания (для детей с нулевой фиксацией).
Итак, анализируя данное исследование, можно сделать вывод о том, что оно имеет теоретическую и практическую значимость, так как проблема исследования заключается в определении эффективных направлений логопедического воздействия по коррекции внимания разных модальностей у дошкольников, страдающих заиканием органического и функционального происхождения.
Похожие статьи:
Содержательно-организационная модель интеграции
внутри учреждения дополнительного образования детей
Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена). Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней и ...
Самостоятельная работа и производственная практика как методы
профессионального саморазвития
В последние годы возрастает роль компетентностного подхода к подготовке специалистов, а также самостоятельной работы специалистов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов. (Рис 5) Рисунок 5 Методы профессионального саморазвития студентов Известно, что личность, ее способ ...