Аффективный компонент характеризовался совокупностью трех видов отношений – отношением к целям и задачам, которые учитель ставит перед собой в своей будущей профессиональной деятельности; средствам и способам их достижения; отношением к системе межличностных отношений с различными субъектами взаимодействия; отношением к своим профессионально-значимым качествам и в целом к себе как личности, оценка своей личности и соответствия «Я – реального» «Я – идеальному» образу педагога.
Поведенческий компонент реализовался в процессе формирования у студентов умений, составляющих основу самодиагностики, адекватной самооценки, проектирования профессионального и личностного самосовершенствования на основе использования различных приемов и методов, обеспечивающих развитие профессионально-значимых качеств личности учителя.
Цикл занятий, в рамках реализации программы тренинга, предполагал использование следующих методов: ролевые методы (психодрама, разыгрывание ролевых ситуаций); психогимнастические игры; дискуссионные игры; эмоционально-символические методы (направленное рисование); релаксационные методы, а также разнообразные приемов, включающие:
- самоисследование, предполагающее развитие рефлексивных умений, осмысление своих качеств и способностей в соответствии с профессионально-педагогической деятельностью;
- ценностно-смысловой анализ отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на основе сопоставления с другими;
- динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определенных профессиональных (педагогических) ситуациях на основе ценностных ориентаций;
- творческое моделирование конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, способствующее свободной и полной реализации своих возможностей, обобщение данных ситуаций в целостную стратегию профессионального саморазвития и др.
Занятия проводились по следующей общей схеме:
организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения, так называемая творческая разминка);
основная часть (настрой как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания с использованием представленных выше методов работы в группе);
подведение итогов (эмоциональное отреагирование, осмысление через обсуждение вопросов);
домашнее задание (рефлексивные задания для самопознания);
ритуал прощания.
Таким образом, представленная программа тренинга личностного и профессионального саморазвития, была направлена на интенсификацию процесса формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей как основы их профессионально-личностного саморазвития (Приложение 10).
Эффективность программы мы определили по итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента. Для оценки эффективности программы тренинга применялись те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
По итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента были получены следующие результаты:
Результаты диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций студентов 2 «а» группы (на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации», июнь 2008г)
Таблица 6.
№ ценности п. /п. |
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности | ||
Ранг |
Средний балл |
Ранг |
Средний балл | |
5 |
7,7 |
2 |
5,85 | |
9 |
8,75 |
1 |
5,8 | |
1 |
4,7 |
18 |
14,5 | |
11 |
9,2 |
9,5 |
9,5 | |
18 |
14,2 |
8 |
9 | |
7 |
8 |
16 |
10,85 | |
8 |
8,2 |
17 |
13,6 | |
6 |
7,9 |
3 |
6,15 | |
13 |
9,65 |
4 |
7,75 | |
3 |
6,9 |
14 |
10,5 | |
12 |
9,6 |
12 |
10,3 | |
2 |
6,65 |
9,5 |
9,5 | |
16 |
13,9 |
11 |
10,2 | |
15 |
13,7 |
5 |
8 | |
10 |
8,9 |
13 |
10,4 | |
14 |
11,45 |
6 |
8,55 | |
17 |
14,05 |
7 |
8,95 | |
4 |
7,6 |
15 |
10,6 |
Похожие статьи:
Сущность понятия «темперамент»
Как известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительн ...
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе
обучения
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительный перенос") происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). "Отрицательны ...