Аффективный компонент характеризовался совокупностью трех видов отношений – отношением к целям и задачам, которые учитель ставит перед собой в своей будущей профессиональной деятельности; средствам и способам их достижения; отношением к системе межличностных отношений с различными субъектами взаимодействия; отношением к своим профессионально-значимым качествам и в целом к себе как личности, оценка своей личности и соответствия «Я – реального» «Я – идеальному» образу педагога.
Поведенческий компонент реализовался в процессе формирования у студентов умений, составляющих основу самодиагностики, адекватной самооценки, проектирования профессионального и личностного самосовершенствования на основе использования различных приемов и методов, обеспечивающих развитие профессионально-значимых качеств личности учителя.
Цикл занятий, в рамках реализации программы тренинга, предполагал использование следующих методов: ролевые методы (психодрама, разыгрывание ролевых ситуаций); психогимнастические игры; дискуссионные игры; эмоционально-символические методы (направленное рисование); релаксационные методы, а также разнообразные приемов, включающие:
- самоисследование, предполагающее развитие рефлексивных умений, осмысление своих качеств и способностей в соответствии с профессионально-педагогической деятельностью;
- ценностно-смысловой анализ отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на основе сопоставления с другими;
- динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определенных профессиональных (педагогических) ситуациях на основе ценностных ориентаций;
- творческое моделирование конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, способствующее свободной и полной реализации своих возможностей, обобщение данных ситуаций в целостную стратегию профессионального саморазвития и др.
Занятия проводились по следующей общей схеме:
организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения, так называемая творческая разминка);
основная часть (настрой как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания с использованием представленных выше методов работы в группе);
подведение итогов (эмоциональное отреагирование, осмысление через обсуждение вопросов);
домашнее задание (рефлексивные задания для самопознания);
ритуал прощания.
Таким образом, представленная программа тренинга личностного и профессионального саморазвития, была направлена на интенсификацию процесса формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей как основы их профессионально-личностного саморазвития (Приложение 10).
Эффективность программы мы определили по итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента. Для оценки эффективности программы тренинга применялись те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
По итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента были получены следующие результаты:
Результаты диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций студентов 2 «а» группы (на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации», июнь 2008г)
Таблица 6.
№ ценности п. /п. |
Терминальные ценности |
Инструментальные ценности | ||
Ранг |
Средний балл |
Ранг |
Средний балл | |
5 |
7,7 |
2 |
5,85 | |
9 |
8,75 |
1 |
5,8 | |
1 |
4,7 |
18 |
14,5 | |
11 |
9,2 |
9,5 |
9,5 | |
18 |
14,2 |
8 |
9 | |
7 |
8 |
16 |
10,85 | |
8 |
8,2 |
17 |
13,6 | |
6 |
7,9 |
3 |
6,15 | |
13 |
9,65 |
4 |
7,75 | |
3 |
6,9 |
14 |
10,5 | |
12 |
9,6 |
12 |
10,3 | |
2 |
6,65 |
9,5 |
9,5 | |
16 |
13,9 |
11 |
10,2 | |
15 |
13,7 |
5 |
8 | |
10 |
8,9 |
13 |
10,4 | |
14 |
11,45 |
6 |
8,55 | |
17 |
14,05 |
7 |
8,95 | |
4 |
7,6 |
15 |
10,6 |
Похожие статьи:
Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет. Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта Б ...
Характеристика процесса обучения сольному пению
детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...