Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Новая педагогика » Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий » Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Страница 2

Аффективный компонент характеризовался совокупностью трех видов отношений – отношением к целям и задачам, которые учитель ставит перед собой в своей будущей профессиональной деятельности; средствам и способам их достижения; отношением к системе межличностных отношений с различными субъектами взаимодействия; отношением к своим профессионально-значимым качествам и в целом к себе как личности, оценка своей личности и соответствия «Я – реального» «Я – идеальному» образу педагога.

Поведенческий компонент реализовался в процессе формирования у студентов умений, составляющих основу самодиагностики, адекватной самооценки, проектирования профессионального и личностного самосовершенствования на основе использования различных приемов и методов, обеспечивающих развитие профессионально-значимых качеств личности учителя.

Цикл занятий, в рамках реализации программы тренинга, предполагал использование следующих методов: ролевые методы (психодрама, разыгрывание ролевых ситуаций); психогимнастические игры; дискуссионные игры; эмоционально-символические методы (направленное рисование); релаксационные методы, а также разнообразные приемов, включающие:

- самоисследование, предполагающее развитие рефлексивных умений, осмысление своих качеств и способностей в соответствии с профессионально-педагогической деятельностью;

- ценностно-смысловой анализ отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на основе сопоставления с другими;

- динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определенных профессиональных (педагогических) ситуациях на основе ценностных ориентаций;

- творческое моделирование конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, способствующее свободной и полной реализации своих возможностей, обобщение данных ситуаций в целостную стратегию профессионального саморазвития и др.

Занятия проводились по следующей общей схеме:

организационный момент (ритуал приветствия, разминочные упражнения, так называемая творческая разминка);

основная часть (настрой как подготовка к восприятию нового материала, введение нового содержания с использованием представленных выше методов работы в группе);

подведение итогов (эмоциональное отреагирование, осмысление через обсуждение вопросов);

домашнее задание (рефлексивные задания для самопознания);

ритуал прощания.

Таким образом, представленная программа тренинга личностного и профессионального саморазвития, была направлена на интенсификацию процесса формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей как основы их профессионально-личностного саморазвития (Приложение 10).

Эффективность программы мы определили по итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента. Для оценки эффективности программы тренинга применялись те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

По итогам формирующего и контрольного этапов эксперимента были получены следующие результаты:

Результаты диагностики уровня сформированности ценностных ориентаций студентов 2 «а» группы (на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации», июнь 2008г)

Таблица 6.

№ ценности п. /п.

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

Ранг

Средний балл

Ранг

Средний балл

5

7,7

2

5,85

9

8,75

1

5,8

1

4,7

18

14,5

11

9,2

9,5

9,5

18

14,2

8

9

7

8

16

10,85

8

8,2

17

13,6

6

7,9

3

6,15

13

9,65

4

7,75

3

6,9

14

10,5

12

9,6

12

10,3

2

6,65

9,5

9,5

16

13,9

11

10,2

15

13,7

5

8

10

8,9

13

10,4

14

11,45

6

8,55

17

14,05

7

8,95

4

7,6

15

10,6

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Сущность понятия «темперамент»
Как известно, при относительном равен­стве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от дру­га по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой — к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому — хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительн ...

Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков ("положительный перенос") происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). "Отрицательны ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru